Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе
Страница 9

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе

К третьей группе критериев относятся этические критерии. По этическому критерию устанавливают отношения кооперации, обмена, объединения личностей (индивидуальностей); высший тип отношений — утверждение в другом человечности.

Четвертая группа критериев связана с этапами формирования личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отношения, складывающиеся в течение сознательной жизни человека.

К пятой группе принадлежат те критерии, которые следуют из видов деятельности человека и структуры его личности. В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистические отношения. Близко к этой классификации деление отношений на основе критерия выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные отношения.

К шестой группе относятся те критерии, которые фиксируют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, т.е. позитивность — негативность отношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в процессе общения. На этих основаниях выделяют следующие отношения: близкие (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); негативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты). К этому типу классификаций принадлежат и те, в которых в качестве критерия используется ролевая позиция партнера и степень близости между людьми, степень знакомства: отчужденные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отношения.

К седьмой группе критериев принадлежат те, которые указывают на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения.

К восьмой группе относятся критерии взаимности отношений (симметричные — асимметричные), степени их субъектности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие, симбиотические отношения). (26)

Таким образом, существует несколько групп критериев классификации отношений. Среди них чаще всего применяются критерии, указывающие на направленность — объектность отношений, степень осознанности, уровень актуальности — реалистичности, степень глубины отношений, на их знак, интенсивность, модальность. (26)

В литературе выделяют структурные компоненты отношений.

В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношении определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.(12)

Познавательный (оценочный) компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя, проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах. (Мясищев В. Н., 12).

Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его когнитивный (гностический, информационный).

Сосновский Б. А. считает, что когнитивный элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях, восприятии другого человека. (20)

По мнению А. Л. Попова когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится, или не нравится в межличностных отношениях.(18)

Изучением межличностного познания занимались: Беляева Т. Б., Рачунасва Т. Н., Змисвская Л. В., Выражемская А. И., Фролова Н. В., Копылов С. А., Антонова Н. В., Худякова Т. П., Бабанский М. Ю.; Забродина И. В., Алешина Ю. Е.; Кочарян А. С.; Новгородцсва А. П.; Райлай Г.; Ершова Н. Н., Колобова Е. Ф., Андреева Г. М., Рождественская Н. А. и др.

Исходящих из теории деятельности межличностное восприятие, с одной стороны, является активной познавательной деятельностью субъекта, продукт которой оформляется в образ, понятие о людях, представлен как в описании другого, так и в познании собственных действий по отношению к нему. Активность испытуемого включается в оценку другого, в содержание отображения даже внешнего облика другого (22).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Возрастные кризисы и их особенности. Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития
На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе “базального недов ...

Родительско-воспитательная сфера
Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается с развития чувства материнства/отцовства, которое лучше развив ...

Роль эмпатии в развитии личности студента
Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценнос ...