Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в
юношеском возрасте. Понятие «отношение» в
психолого-педагогической литературеСтраница 8
Свое реальное отражение и выражение человеческие отношения находят в общении.
Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу - семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т. п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.(27)
Межгрупповые отношения - это только один из видов социального взаимодействия, социально-психологических контактов, которые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т.д. (4)
Отношения человека включают в себя актуальное и доминирующее состояние субъектов отношений. В свою очередь, характер отношений «отражается» на особенностях психического состояния людей, на их настроении. (4)
В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности, как характеристика самосознания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, то есть установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека. (4)
Использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности (Куликов Л.В., С. 10 - 4).
Таким образом, в отношениях заключено диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности. Категория «психические отношения» вынуждает объединять внешнее с внутренним и исключает односторонний интроспекционизм. Это позволяет преодолеть противопоставление биологической и социальной детерминаций психики человека, показать и понять их единство, но не тождество, определить его психику не только как функцию мозга, деятельности и общения, но и как особый духовный мир. (4)
Существуют критерии, на основе которых выделяют виды отношений.
Как правило, в качестве критериев выделения видов отношений в психологии выступают различные параметры отношений, например знак отношений, степень интенсивности, модальность и т.д. На настоящий момент в психологической литературе описано более 20 параметров отношений и соответственно выделены различные виды отношений. (26)
В. А. Лабунская описывает следующие группы критериев:
Первая группа параметров — формально-динамические параметры отношений: знак, интенсивность, направленность и т.д. На основе такого параметра, как знак отношений, выделены позитивные, негативные и безразличные отношения или положительные, отрицательные, нейтральные отношения, амбивалентные (наличие как позитивного, так и негативного отношения к одному и тому же явлению). Выделяются три вида направленности отношения; 1) отношение к предметам внешнего мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отношение к себе. По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые, по критерию прочности — на прочные и непрочные, по степени глубины — на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности — на индивидуализированные и стереотипные отношения. Учитывая степень соответствия внешнего выражения внутреннему содержанию, можно выделить истинные и неистинные отношения. А по степени осознанности отношения бывают осознанные и неосознанные.
Вторая группа параметров — это содержательные характеристики отношений, их качество или модальность. На основе модальности отношений можно выделить отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти и т.д.
Рекомендуем к прочтению:
Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников
Другим важным компонентом самосознания являются идеалы человека. Идеал– это образ, который служит для человека образцом. Идеал представляет собой то, к чему человек стремится, каким бы он желал быть на самом деле [6, стр.637]. Особенность ...
Проксемика
У русских, как и у других национальностей, расстояние, при котором совершается коммуникативный акт, так же зависит от стиля отношений, ситуации, социальных, возрастных и половых различий. Рассматривая невербальное общение русских с точки ...
Классный час «День Святого Валентина»
Форма
: интеллектуально-спортивное соревнование
Возраст
: учащиеся 14-15 лет , 8 класс.
Цель:
приобщение к культуре межличностных отношений.
Задачи
:
Воспитательные
– продолжить воспитание чувства собственного достоинства, вниматель ...