ПриложениеСтраница 2
Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и предлагает участникам закончить его сначала в словах, а затем в действии.
Исполните диалог педагогического содержания (материал берется из художественной литературы или составляется самостоятельно).
Упражнения на педагогически целесообразное переживание
. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т. п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.
Доречевое и речевое общение(осуществляется на уроке). Войдите в класс, сориентируйтесь в обстановке: сосредоточьте на себе внимание класса, осмотрите внимательно класс, как бы подготавливая каждого к общению, и начинайте непосредственное речевое воздействие.
Непосредственно перед уроком проведите настройку: вспомните класс, свою систему общения с ним, особенности взаимоотношений с отдельными учащимися. Если чувство коммуникативной настроенности и готовности не появляется, повторите настройку, углубляя свои ощущения о предстоящем общении с классом. Если настройка проведена, входите в класс и начинайте действовать.
Выявление индивидуальных особенностей педагогического общения.
Полезны упражнения на определение стиля общения коллеги. Посетите с кем-либо из коллег урок незнакомого вам и ему учителя, желательно в другой школе. Независимо друг от друга охарактеризуйте поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей схемой:
а) доброжелателен, держится ободряюще—недоброжелателен;
б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения, свободное поведение учащихся — авторитарен, не терпит возражений.
в) заинтересован, активен, выкладывается—безразличен, себе на уме;
г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки — думает только о престиже, носит маску
д) динамичен и гибок в общении, легко тушит возможные конфликты — не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;
е) вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинство – общается только сверху вниз, одинаково со всеми;
Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной системе. Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случаях расхождения попытайтесь вместе вспомнить, какие отдельные слова, поступки и т. д. привели вас и его к тому или иному мнению.
Изучение эмоциональных реакций детей
для конкретизации специфики педагогического общения с ними.
Рассмотрение фотографий ребенка и эмоциональная идентификация себя с ним для уточнения переживаний объекта воздействия.
Разговаривая с детьми, попытайтесь эмоционально идентифицировать себя с ними, ощутить их чувства и переживания, оценить предположительно индивидуальные особенности детей и составить психолого-педагогическую характеристику, которая затем сравнивается с характеристикой классного руководителя.
Преодоление внушаемых характеристик
по предъявленным фотографиям. Сообщается, что будут показаны фотографии нескольких лиц, среди которых будет лишь один положительный человек. Необходимо определить, кто он. В ходе этих упражнений учатся преодолевать внушаемость и объективно интерпретировать внешность других людей.
Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность
. Эти упражнения следует проводить по вполне доступным, изданным большими тиражами пособиям по основам выразительного чтения и ораторского искусства
Упражнения на короткий диалог.Участники делятся на пары, в которых один — учитель, другой — ученик. Ведущий дает им темы для диалога на пять минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариант—ведущий дает вводное задание, рассчитанное на неподготовленное коммуникативное воздействие учителя.
Выбор жеста
. Даются задания на воспроизведение определенного жеста в конкретной ситуации, а затем—установка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой ситуации и т. п. Все делятся на пары, один ставит другому жесты, затем жест расшифровывается и участники меняются ролями.
Упражнение, рекомендуемое М.О. Кнебель, называется «зеркало». Два человека становятся друг против друга. Один «смотрит в зеркало», другой выполняет роль зеркала. «Зеркало» повторяет все движения смотрящегося.
Воспроизведения жеста в этюдной ситуации педагогического действия
. Вы начинаете объяснять новый материал (в роли учеников — ваши коллеги). Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т. д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания не менее десяти на каждого, затем меняются ролями. Это задание повторяется на занятиях по другим аспектам.
Мобилизация творческого самочувствия перед общением с классом
Рекомендуем к прочтению:
Выводы по результатам исследования
Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:
• Было выделено несколько групп психологических трудностей, которые встречаются у разведенных женщин для вступления в повторный брак, объединенных по общему осн ...
Общее представление о личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, ...
Онтопсихология
Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти [28]. Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопс ...