Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика отношения педагога к учащимся
Страница 2

В целом в деятельности таких педагогов доминирует гуманистически ориентированный подход в обучении и воспитании, центральным моментом которых является приоритет личности ребенка и его развитие.

При анализе форм и способов общения исследователи наиболее часто обращаются к поведенческим аспектам. Однако, на наш взгляд, отдельные поведенческие характеристики не могут дать полной информации о психологическом содержании, характере и особенностях межличностных отношений. Промолчать вместо ответа на прямой вопрос или промолчать в ответ на предложение действовать - два совершенно разных знака: в первом случае - неподчинение прямому требованию, во втором, напротив, готовность к указанному действию, "молчание - знак согласия". Каждая ситуация педагогического общения уникальна, каждый урок всегда уравнение со многими неизвестными. Учитель, так или иначе, делает свой осознанный или неосознанный выбор наиболее оптимальной, по его мнению, стратегии общения. Многие исследователи считают функцию выбора основной чертой личности.

Для построения гармоничных взаимодействий в системе "педагог-ребенок" необходимо, чтобы педагог психологически поставил себя на место ребенка в целях лучшего понимания и прогнозирования его настоящего и последующего поведения. На стиль общения педагога с детьми влияет ситуация. Понять и спрогнозировать поведение человека возможно лишь с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного индивида. Поэтому сейчас фактически общепринятым является следующее положение: поведение определяет не ситуация, которая может быть описана объективно или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана в непосредственных переживаниях субъекту, как она существует для него. Именно это положение имеет существенное значение для организации педагогического общения с детьми.

В процессе общения в системе "педагог-ребенок" всегда задействована функция чувствования. Чувствование - это уникальный психический процесс, обеспечивающий взаимосвязь мира внешнего (социальные взаимодействия человека) и мира внутреннего (Я-концепция), а также переход внешних поведенческих паттернов во внутренние психологические качества. Как считает К.А. Абульханова-Славская, именно чувствование, являясь одним из составляющих экзистенциального пласта психики, обеспечивает возникновение душевного пространства, в котором нет "границ между внешним - поведенческим миром и внутренним". Внутренний мир человека "вбирает всю чувственную сферу прикосновений, погружений человека в природу, всю неповторимость эмоционально-душевного и чувственного единения с другим человеком и образует, пусть на время, гармонию внешнего человека и скрытого его внутреннего Я.

Типы педагогического отношения педагога к детям:

· Устойчиво-положительный тип (характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях). Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

· Пассивно-положительный тип (проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми). Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками.

· Неустойчивый тип (характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности). Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

· Открыто-отрицательный тип (характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе). Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Основные функции бытовых касаний в акте общения
Можно выделит следующие функции бытовых касаний в коммуникативном акте: 1. Выражение дружбы, участия или заботы по отношению к адресату жеста; 2. Отражение интимного отношения к адресату, в частности сексуально интимного. Желание интимн ...

Семейный опыт
«Утёнок умеет летать, а я — нет. У него есть крылья, а у меня — нет. У него длинный нос, а у меня — короткий. Утёнок умеет плавать, и я тоже умею плавать. Утёнок хороший и добрый. Как он выглядит? Я уже сказала, что у него длинный нос. Он ...

Чем помочь малышу?
Родители детей с синдромом Дауна точно так же, как и все мамы и папы, озабочены вопросом, какое будущее ожидает их детей. Чего же они желают для своих детей? Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности кот ...