Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика отношения педагога к учащимся
Страница 3

· Пассивно-отрицательный тип (характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности). Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Важна и форма общения.

Стили педагогического общения.

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том, что преподаватель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.

При таком стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности классного коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые результаты. Любая инициатива школьников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство.

Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки, а в случае противодействия школьников властному давлению учителя неизбежно ведет к конфронтации.

2. Попустительский, или игнорирующий стиль. Попустительский стиль руководства характеризуется стремлением педагога максимально облегчить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой учитель на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом школьников, во что бы то ни стало избежать роли воспитателя, ограничившись выполнением сугубо преподавательской функции.

Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного "мирного сосуществования", в основе чего лежит равнодушие, незаинтересованность проблемами школьной жизни.

Следствием подобного подхода учителя к решению своих профессионально - педагогических задач оказывается отсутствие у него адекватных, отражающих реальность знаний о взаимоотношениях в классном коллективе, неспособность позитивно влиять на становление личности учащихся. Дисциплина в классах, руководимых такими учителями, нередко бывает неудовлетворительной, да и успеваемость оставляет желать лучшего.

Ясно, что эти учителя терпят фиаско, что называется по всем статьям. При столь отстраненной позиции педагога нельзя рассчитывать на какой, бы то ни было эмоциональный контакт между ним и классом.

3. Демократический стиль. "Один в поле не воин" - гласит старая пословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этой мудрости, как в воспитании подрастающего поколения. Любые усилия даже самого знающего и опытного наставника пропадут впустую, если он не добьется поддержки от своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников.

При демократическом стиле руководства педагог не только никогда не бывает, одинок, но и в меньшинстве оказывается крайне редко. Все дело в том, что основной рычаг управления, используемый таким учителем, - опора на коллектив. Демократический стиль руководства учащимися - единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и школьников. Важнейшая особенность деятельности такого педагога - ориентация на личность учащихся, а потому и на уроках, и во внеурочной работе он нацелен на повышение активности школьников, на пробуждение их инициативы, на привлечение каждого к решению общих задач. Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве обеспечат ее успешность.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем к прочтению:

Организация практической деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях
Цель: коррекция выявленных эмоциональных неблагополучий с помощью создания положительного эмоционального климата в группе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также составления программы по работе с ...

Анализ полученных результатов
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей 6-7 - летнего возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей. На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты, которые предс ...

Значение и происхождение термина «психология»
«Психология» - «наука о душе» (гр. «psyche»-душа, «logos»-знание, учение). Как правило, в названии научной дисциплины отражается её предмет, однако в случае с психологией дело обстоит сложнее: понятие «душа» пришедшее из теологии и филосо ...