Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика отношения педагога к учащимся
Страница 1

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микро бытия, в котором он живет. Мясищев вместе с тем, неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным. Если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам. В настоящее время все явственнее прослеживается необходимость выделения в структуре интерперсональных отношений трех составляющих и взаимосвязанных компонентов: поведенческого, аффективного, когнитивного (Я.Л. Коломинский); праксического, аффективного, гностического (А.А. Бодалев); регулятивного, аффективного, информационного (Б.Ф. Ломов). Поведенческий компонент включает результаты деятельности мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию и наконец речь т.е. Все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Когнитивный компонент личности взаимодействующего человека включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Когнитивный компонент характеризуется всеми особенностями взаимопонимания партнеров, в том числе адекватностью и идентификацией. В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям, а с другой – возможностью реального выполнения их детьми.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней представлены разные типы педагогов:

1) педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям;

2) педагоги с преобладанием отстраненности как формы и выражения нетерпимого отношения к детям;

3) педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям;

4) педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям;

5) педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям;

6) педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям;

7) педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям;

8) педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям;

9) педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям.

Как показывает практика, каждый из названных типов педагогов присутствует в реальном педагогическом процессе. Однако мы считаем, что наиболее предпочтительными являются пятый и девятый типы - педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям и педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к ребенку. Педагогическое кредо педагога, отнесенного нами к пятому типу: "Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!" Девиз, которым пользуется такой педагог: "Все получится, нужно только немного подождать!" Позиция, занимаемая им по отношению к ребенку, - "быть рядом". Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование. Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль. Тактика поведения: сосуществование рядом. Что касается педагога, условно отнесенного нами к девятому типу, то его педагогическое кредо - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Лозунг, которым пользуется такой педагог: "У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!" Позиция, занимаемая им по отношению к ребенку, - "быть рядом", позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо. Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка. Преобладающая форма отношений: сотрудничество. Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г ...

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
В данном параграфе поставлена цель раскрыть особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Развитие эмоций у детей и их выражение. Этим вопросом занимались такие как, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Костюк и ...

Эстетические чувства
Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя – искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Пере ...