ЗаключениеСтраница 1
В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать особенности интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Как уже говорилось, проблема умственного развития обсуждается в научной психолого-педагогической литературе давно. В зарубежной психологии проблема интеллекта была представлена Ч. Спирменом, Р. Кэттэллом, Л. Терстоуном, Дж. Гилфордом и др. В отечественной психологии в рамках данной проблематики рассматривались сущность и структура интеллекта, интеллектуального развития, взаимосвязь умственного развития и обучаемости, критерии и диагностика умственного развития такими авторами как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, К.М. Гуревич и др. Большинство авторов придерживается тезиса о единстве мышления и речи, когда речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.
В этой связи проблема соотношения умственного и речевого развития ребенка является всегда актуальной. Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза исследования, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
В исследовании решались задачи диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями; сравнительного анализа интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями, выявления особенностей интеллектуального развития дошкольников с нарушениями речи.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы.
1. Существуют некоторые различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).
2. Развитие интеллектуальных способностей ниже среднего уровня у детей с речевыми нарушениями встречается в два раза чаще, чем у сверстников с речевой нормой.
3. Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется на более низком уровне в четыре раза чаще у дошкольников с нарушениями речи, чем у нормально развивающихся детей.
4. У детей с речевыми нарушениями отстаёт развитие зрительно-моторной координации.
Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
Приложение
Таблица 1.
Результаты выполнения МЭДИС детьми контрольной группы
№ п/п |
Испытуемый |
Возраст |
Баллы за субтесты |
Общий показатель |
Уровень развития | |||
1 с. |
2 с. |
3 с. |
4 с. | |||||
1. |
Наташа М. |
7: 0 |
3 |
3 |
4 |
1 |
11 |
средний |
2. |
Даша Х. |
7: 7 |
3 |
2 |
5 |
1 |
11 |
средний |
3. |
Вика Н. |
7: 4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
12 |
средний |
4. |
Вика В. |
7: 1 |
5 |
2 |
3 |
2 |
12 |
средний |
5. |
Маша К. |
7: 0 |
4 |
2 |
3 |
1 |
10 |
н/средн. |
6. |
Ира У. |
7: 3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
11 |
средний |
7. |
Люда К. |
6: 7 |
4 |
4 |
3 |
3 |
14 |
высокий |
8. |
Настя А. |
6: 10 |
4 |
2 |
4 |
1 |
11 |
средний |
9. |
Юля Л. |
6: 11 |
4 |
4 |
4 |
2 |
14 |
высокий |
10. |
Антон С. |
7: 1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 |
н/средн. |
11. |
Артём Б. |
6: 9 |
5 |
0 |
4 |
3 |
12 |
средний |
12. |
Алёша И. |
7: 0 |
3 |
2 |
4 |
2 |
11 |
средний |
13. |
Игорь К. |
7: 2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
11 |
средний |
14. |
Максим Н. |
6: 7 |
4 |
2 |
3 |
3 |
12 |
средний |
15. |
Саша П. |
7: 0 |
4 |
1 |
3 |
2 |
10 |
н/средн. |
Среднее по группе |
3,9 |
2,3 |
3,4 |
2,1 |
11,5 |
Рекомендуем к прочтению:
Анализ и интерпретация полученных результатов
Диагностика самоотношения (тест-опросник Столина).
По данной методике были получены результаты по четырем шкалам: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидание положительного отношения к себе. Сырые баллы были переведены в стены и сг ...
Агенты социализации
Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называют агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на определенном этапе жизненного пути. Младенческие годы В отлич ...
Метод анкетирования и правила составления анкет
Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработ ...