Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Приложения
Страница 11

Приложение № 5

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Специальный курс для преподавания в вузах для педагогического работника искусство общения является важнейшей профессиональной чертой, так как главным средством реализации обучения и воспитания выступает коммуникация. И, следовательно, от уровня развития у преподавателя коммуникативных способностей во многом зависит эффективность работы преподавателя. В условиях перестройки системы образования требования к деловому общению преподавателя возрастают.

Пришло время отказаться от авторитарного общения, сложившегося за многие годы в учреждениях управления и педагогического воздействия на обучающихся. Авторитарное общение, как известно, легче, чем демократическое, так как основано на слепом подчинении и не требует кропотливой работы. Авторитарное общение обоими корнями уходит в административно-командную систему, и стало серьезным тормозом в экономическом и политическом развитии не только системы образования, но и страны в целом. Демократическое общение труднее и сложнее, так как предполагает реализацию установок через приятие реципиентами целей коммуникаций. В любом общении проявляются в неразрывном единстве три его стороны:

• коммуникативная (передача информации);

• интерактивная (взаимодействие, взаимопобуждение);

• перцептивная (взаимовосприятие).

"Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения - выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений" [Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987]. Обмен информацией достигается благодаря речевой деятельности, а точнее - языку как средству общения. Речевая (вербальная) коммуникация имеет ряд психологических особенностей, учет которых облегчает достижение цели общения, "усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление" [Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002].

Успех в организации познавательной деятельности напрямую связан с умениями педагога видеть многомерно, глубоко проникать в личную суть других людей, мыслить нестандартно, отвечать на вопросы точно и недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и понимающе, уметь устанавливать психический контакт. Таким образом, зависимость от установки на совместную деятельность педагога с обучающимися определяет главенство коммуникативной культуры педагога.

Предложенная нами программа имеет своей целью сформировать в процессе спецкурса коммуникативную культуру у студентов-будущих специалистов.

Спецкурс "Основы педагогического общения" состоит из лекционного курса и курса лабораторно-практических занятий. Задачами курса являются:

1. Вооружить студента знаниями о процессе общения, его видах и функциях.

2. Раскрыть понятие педагогического общения и его сущность, а также основу педагогического общения - коммуникативную культуру.

Содержание данного спецкурса составляют лекционные и практические занятия.

Практические занятия имеют целью дать будущим специалистам знание некоторых приемов, способствующих наилучшему пониманию другого человека и отдельных элементов техники контакта, помочь в формировании коммуникативной культуры, оптимизировать процесс становления индивидуального стиля профессионально-педагогического общения.

Мы разделяем взгляд В.А. Кан-Калика, который рассматривает деятельность педагога как творческий процесс, считая творческое самочувствие педагога необходимым условием успешности его труда.

В связи с этим, в качестве одной из главных в практической части курса поставлена задача, помочь каждому студенту найти это творческое состояние - чувство свободы, естественности, непринужденности в условиях публичной деятельности, чувство удовлетворенности от контакта с аудиторией, "владения" ею.

Важнейшим направлением работы на практических занятиях можно считать выявление и осознание студентами особенностей своей коммуникативной деятельности, что создает предпосылки для формирования и совершенствования коммуникативной культуры и способности к самоуправлению общением. Непосредственному поиску и усвоению новых форм, методов и приемов "техники общения" также уделяется большое значение.

Таким образом, данный курс состоит из 8 лекционных и 8 практических часов (таблица №1).

№ п/п

ТЕМА

Лекции

Практические занятия

1

Общение как взаимодействие.

2

2

2

Педагогическое общение, как твор­ческий процесс.

2

2

3

Культура общения: сущность, структура и основы функциониро­вания.

4

4

ВСЕГО:

8 8

ИТОГО:

16

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Рекомендуем к прочтению:

Варианты деления темпераментов на типы по психомоторным и эмоциональным критериям
В процессе исследований четырех основных типов темперамента (по Гиппократу) были выявлены некоторые общие для каждого из типов свойства. Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно д ...

Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности. Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования. Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельно ...

Внимание к другому - шаг толерантности
Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушить. Любые постоянные разногласия, ссоры, сопровождаемые негативными переживаниями способны превратить нашу жизнь в кошмар. Для того чтобы качественно жить и ...