ПриложенияСтраница 12
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА "ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"
ТЕМА 1. Общение как взаимодействие (2ч. - лекция).
Цель: Дать представление о понятии общения, его видах, функциях, сторонах общения. Изучение различных концепций по теме. Общение как обмен информацией, общение и межличностное взаимодействие. Основные понятия: общение, коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, речь, идентификация, стереотипизация. Форма проведения: лекция-дискуссия.
ТЕМА 1. Общение как взаимодействие (2 ч. - лекция-практическое занятие).
Цель: усвоить основные понятия темы, выяснить роль общения во взаимодействии, обучение пониманию психического состояния человека по выразительным движениям (мимика, пантомимика, жестикуляция), формирование эмпатии - одного из компонентов предкоммуникативной ориентировки в партнере по общению. Вопросы для обсуждения:
1. Определение общения (разных авторов).
2. Виды общения, их классификация.
3. Функции общения.
4. Стороны общения.
5. Выполнение практических заданий (приложение № 6):
- восприятие психического состояния человека;
- эмпатия как средство познания людьми друг друга.
Библиографический список 1. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Р - н - Д: Феникс, 1997.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
3. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1995.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
ТЕМА 2. Педагогическое общение как творческий процесс (2 ч. - лекция).
Цель: Дать понятие о педагогическом общении, его специфике. Сущность педагогического общения. Функции и структура, а также виды педагогического общения и его роль в общении с обучающимися.
Основные понятия: педагогическое общение, коммуникативные умения, коммуникативные эмоции. Форма проведения: лекция-беседа.
ТЕМА 2. Педагогическое общение как творческий процесс (2 ч. - практическое занятие).
Цель: усвоить основные понятия темы, выяснить, чем отличается педагогическое общение от обыденного, с помощью практических заданий закрепить знания, ознакомить студентов с элементами совершенствования дикции; формирование умений управлять контактом. Вопросы для обсуждения:
1. Особенности педагогического процесса общения.
2. Виды и функции педагогического общения.
3. Структура и компоненты профессионально-педагогической общительности.
4. Практическое задание (приложение № 6):
- некоторые элементы техники речи;
- интонационная выразительность.
1. Библиографический список Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя, 1990. - М.: Просвещение, 1990.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1999. - т.2.
ТЕМА 3: Культура общения: структура, сущность и основы функционирования (4 ч. - лекция).
Цель: Дать понятие о культуре общения, важности ее в коммуникативной культуре педагога. Основы культуры педагогического общения, признаки педагогической культуры, элементы культуры педагогического общения, роль культуры речи в педагогическом общении. Особенности педагогического такта в общении, взаимосвязь педагогической задачи в культуре общения. Основные понятия: культура, педагогическая культура, педагогический такт, культура личности, речь, культура речи, такт, педагогическая задача. Форма проведения: лекция-беседа.
ТЕМА 3. Культура общения (4 ч. - лекция-практическое занятие).
Цель: усвоить основные понятия темы, закрепить знания тренинговыми занятиями, упражнение в умении быстро и точно ориентироваться в сложной ситуации общения, формирование способности решать заданную коммуникативную задачу, формирование педагогического такта, выявление и совершенствование индивидуального стиля коммуникативной деятельности. Вопросы для обсуждения:
1. Культура педагогического общения.
2. Элементы коммуникативной культуры.
3. Особенности педагогического такта в общении.
4. Практическое задание:
• формирование естественности, выразительности поведения будущего специалиста в публичной обстановке;
• развитие навыков коммуникативной культуры;
• решение педагогических задач методом ролевой игры.
Библиографический список 1. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие.
- М., 1993.
2. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зазюна И.Л. - М.:
Просвещение, 1989.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1999. - т.2.
4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
Рекомендуем к прочтению:
Введение.
Цель моего реферата – показать всю сложность и многогранность природы человека. Человек – самое высокоорганизованное существо на Земле и поэтому его изучает много разных наук, которые часто переплетаются между собой, образуя новые. Филосо ...
Методики исследования
При выборе методик исследования учитывалось их соответствие задачам исследования, информативность и соответствие возрасту испытуемых.
Уровень сформированности адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих д ...
Гуманистическое направление
Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, чувства, поступки и слова которой расходятся между собой, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины своего развития, вершины « ...